+7 (4112) 39-02-51
Новости
Александр Кугаевский: «Дома новы, но технологии стары»
 
В начале марта было проведено очное заседание Общественного совета, к функциям которого входит общественный контроль АО «РИК Плюс» в проекты по решению проблем ветхого и аварийного жилья, по строительству социальной, энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия).

Об основных встречающихся проблемах, о процессе работы Общества и реализации таких значимых для населения республики проектов, мы поговорили с председателем Общественного совета ОАО «РИК Плюс» Александром Кугаевским.

План финансирования по объектам разработанный 2013-го изменился в 2014-ом. Например, если на 2015 год ранее планировалось более 5 млрд. рублей, то теперь больше 7 млрд. рублей. С чем это связано?

Изменения есть. Мы это с сожалением отмечаем и делаем замечания. Например, в 2013-м году были зарезервированы средства на строительство онкологического центра, но в последующие годы прошли в обсуждениях как вообще осуществить этот проект. Оказалось, что есть претензии к проведённым конкурсам, потом выяснилось, что есть вопросы по механизму реализации этого проекта. На сегодня мы имеем, что этот проект не готов к финансированию. 

Как дела с онкологическим центром сейчас, кстати?  Строительство планировалось в 2014-2015 гг., но на начало 2015-го ничего еще нет.

Финансирование с нашей стороны является софинансированием, потому что подключаются ещё федеральные источники. Проект дорабатывается, площадка для строительства выбрана и поступило предложение начать строительство за счёт тех средств, которые у нас есть, разбив их на три очереди.  Каждая из этих частей не полностью замыкает весь проект, только эти три этапа сделают проект полным. Таким, как он задумывался изначально: центр будет серьёзным и, может чуть поменьше, но примерно учреждением такого, же класса, как наш Национальный центр медицины.

Вообще говоря, на каком этапе чаще начинаются проблемы? 

Что больше всего меня огорчает как человека, который в своё время управлял бюджетом республики – то, что выделенные государственные средства не запускаются вовремя в срок. Оказывается, что поздно проведены тендеры, не подготовлена документация, кто конкретно отвечает за эти вопросы? Зачем резервировать деньги, если тормозить их оборот? Совершенно не понимаю такие вещи. Раз всё есть, так надо же двигаться вперёд, а не ждать когда упадёт первый рубль. В РИК всё запланировано на годы вперёд. Деньги есть, готовиться к их расходу надо заблаговременно: конкурсы проводить, проекты готовить и когда проект готов тогда и надо подходить за деньгами. Мы, к сожалению, от этого сильно страдаем, потому что планы не выполняются только из-за того, что кто-то не провёл тендер или провели, но с нарушениями. 

Планировалось, что строительство здания Общественного центра будет сдано в эксплуатацию в этом году. Успеваете? 

С Общественным центром то же самое. Деньги идут по мере выполнения работ, и стройка дефицита в средствах не испытывает, но объект до сих пор не готов, ещё тепловые контуры даже не закрыли. Уже зима прошла. Это произошло потому что в свое время профсоюзы заключили договор с подрядчиками, которые не совсем справляются с работой. Это нас озадачивает и по этому поводу мы делаем замечания, но чувствуется, что надо усиливать контроль в этом направлении.

И какие последствия? Может какие-то наказания, штрафы?

Нет, наша функция, прежде всего, давать рекомендации. Мы можем давать рекомендации «РИК Плюс« о том, как мы представляем сам процесс, обсуждать. Кстати, у нас наладилось довольно хорошее взаимодействие, люди там толковые и разумные. Далее у нас курирующие министерства – это и министерство промышленности, отвечающее за газификацию, министерство строительства – за переселение из аварийного жилья, есть министерство образования, отвечающее за объекты образования и так далее

Что насчет переселения из аварийного и ветхого жилья? В прошлом году утвержденная стоимость квадратного метра жилья (53 тыс.) породило много споров, например. Что обсуждается еще?

Чаще просто строительные компании не берутся. Им могут предложить цены от 37-38 тыс. за квадратный метр, но они говорят, что за такие цены построить не смогут, потому что сегодня цена 50-60 тыс. за квадратный метр. 

Кроме того, мы обратили внимание, что у нас арктическая зона не попала в программу переселения, будто бы там все нормально. На деле же с жильем там все обстоит гораздо хуже, чем в центральной Якутии. Дома продуваются насквозь. Вообще есть вопрос о переселении целых поселков, потому что настолько все ветхое, и к тому же они постоянно попадают в зоны затопления. 

Мы же все время говорим в проектах о строительстве многоквартирного каменного жилья, но это ведь не только дом. Надо котельную строить, водоподготовку сделать, канализацию и прочее. Получается, мы строим дорогое жилье, хотя казалось бы должны были сэкономить.

По-идее, у нас вполне можно говорить о малоэтажном или даже одноэтажном строительстве. То есть, домов в другом исполнении, не обязательно каменные. Можно строить и из пенобетона, например, есть много проектов домов даже в деревянном исполнении. Строительство, сборка таких домов и производится быстрее.

То есть, стоит вопрос о пересмотре самого исполнения домов? 

По крайней мере, мы задавали такие вопросы. Вот СВФУ уже предлагает много интересных конструкций, у наших производственников тоже есть отличные проекты: хочешь композитные, хочешь и панельные дома, причем современной конструкции. 

Проблема, конечно, в самой реализации и в специалистах. В идеале сегодня надо бы строить строительные кластеры, которые бы занимались квартальной постройкой: «лучший проект поселка», например, а то мы по одному дому все тыкаем. Это же целая проблема в перебазировании строительной организации от одного объекта к другому: там площадку готовить, тут готовить, там канализацию сделать, тут воды доставить…

Вообще, в нашем представлении о жилье все куда-то не туда уходит. Куда ни проедешь, везде главная проблема – тепловые сети. Казалось бы, у тебя есть газ, так зачем тебе тепловые сети? Поставь газовый котел в каждый дом и сними с себя проблему с тепловыми сетями. Вся проблема ЖКХ пойдет в каждый дом, где людям надо будет просто один раз в году нажать кнопку, чтобы включить котел, а второй – чтобы выключить. Все. Эти технологии у нас есть вокруг, они возможны и предлагаются, но пока не доходит. Другое дело, конечно, это вода. Да, ее надо будет проводить. К сожалению, остальные темы пока не поднимаются в поселковом строительстве.

Судостроение. По плану строительство должно было начаться с 2014 года, но на отчетную дату (01.01.2015) работы еще нет. Есть ли сдвиги?

По судостроению у нас зарезервировано около 500 млн., но тут та же самая проблема. Нет проекта, концепции и вообще неизвестно что и где строить. Министерство транспорта нам должно сказать как будет выглядеть механизм нашего финансирования. Если строить, то одни предлагают за пределами республики, другие – что надо в Жатае. Безусловно, завод в Жатае хороший вариант, так как деньги бы остались у нас в республике. Флот нам действительно надо менять. При этом нужно понимать, что все наши желания мы за 500 млн. не исполним. Тут как нельзя кстати придутся механизмы государственно-частного партнерства.

Есть ли отличия между строительством объектов по отдельным направлениям? Какое самое проблемное?

Каждый проект имеет те или трудности и все проблемы друг на друга похожи – это, прежде всего, подготовка проектов. 

Если же говорить за пределами тех задач, которые мы решаем, то это вопрос к образованию вообще, например. То есть, мы строим школы, но в этих школах применяются технологии, которые были ещё в СССР. То же самое и в медицине, а ведь у всего мира уже другие системы. Сколько бы мы не ездили по объектам и не умилялись, как у них все здорово организовано, у нас, к сожалению, не очень торопятся к переходу к новому. Дома новы, но технологии стары. Ну, разве что материалы новые. 

• ОАО «РИК Плюс» было создано в соответствии с Распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2013 года №604-РП «Об участии Республики Саха (Якутия) в создании открытого акционерного общества «РИК Плюс» и по распоряжению единственного акционера, Республики Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений РС(Я) от 07 августа 2013 года, №Р-1363.
• АО «Республиканская инвестиционная компания» осуществляет права и обязанности единоличного исполнительного органа Общества.
 
Пресс-служба   АО «Республиканская инвестиционная компания»
2015-03-28